?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Садовое, Бульварное

Наверное, многие гости столицы, как и я, удивлялись в своё время странной планировке Москвы - кольцами. Самое заметное из них, несомненно, Садовое кольцо. Проехав по нему, не веришь - неужели когда-то здесь были сады - широкая многополосная магистраль с массой тоннелей кажется вполне естественной частью города. Да и непонятно поначалу, как могли появиться сады далеко не на окраине стремительно разраставшегося города...

Зато самое уютное кольцо - бульварное. Бродить по московским бульваром одно удовольствие. Это удивительные островки тишины и покоя посреди бегущей Москвы. Здесь всегда парочки, мамы с детишками и пожилые мужчины, ведущие споры о высоком ... )

Кстати, я прожил в Москве целый год, прежде чем узнал, что на месте Садового и Бульварного кольца раньше были оборонительные укрепления (стена Белого города на месте Бульварного кольца и Земляной вал на месте Садового). Когда их срыли, образовалась длиннейшие широкие улицы, большую часть которых отдали под бульвары и палисадники (на Садовом), причём земля под последние выдавалась домовладельцам бесплатно.


Картина отсюда

Садовое кольцо

Садовое кольцо образовалось в 20-х годах XIX в. на месте Земляного вала — кольцевого укрепления, оградившего Москву в кон. XVI в. Когда функционально уже не нужные валы стали мешать развитию города, их срыли. В западной части кольца на месте вала устроили бульвары с проездами по сторонам наподобие Бульварного кольца. В остальной части по трассе вала проложили улицы, а владельцев выходивших на них домов обязали устроить палисадники. Эти палисадники и бульвары, сохранявшиеся до 1930-х годов, послужили причиной наименования новой кольцевой трассы Садовым кольцом.


Смоленская площадь, 1988 год

Садовое кольцо разбито на ряд улиц и площадей, имеющих свои названия. Зубовский бульвар, например, сохранил в названии память как о бульваре, разбитом в этой аристократической части кольца, между выходами на него Остоженки и Пречистенки, так и о стрелецкой слободе полковника Зубова, жители которой охраняли в кон. XVII в. Пречистенские ворота Земляного города. К Зубовскому бульвару примыкает Смоленский. В XVII в. с внутренней его стороны также жили стрельцы, а с внешней — конюхи Нового конюшенного двора (старый находился неподалеку, на Остоженке). С конюхами соседствовали оружейники Ружейной дворцовой слободы. Смоленским бульвар назывался по выходившей на него Смоленской дороге (по Воздвиженке и Арбату). У Смоленских (Арбатских) ворот Земляного города образовалась площадь, названная Смоленской-Сенной. Здесь шел торг сеном, дровами и углем, упраздненный только в 1917 г. К Сенному рынку примыкал Смоленский, вначале продовольственный, а после 1820 г. еще и толкучий, где торговали старьем. В 1875 г. для рынка посреди площади выстроили специальный корпус, но его объем оказался недостаточен, и торговля продолжалась под открытым небом. С внутренней стороны Смоленского рынка в XVII в. жили стрельцы, с внешней — дворцовые плотники при государевом Щепном дворе (сюда по реке пригоняли лес для казенных построек).


Старинный Крымский мост, конец 19 века

Новинский бульвар издавна был местом народных гуляний. Здесь в XV в. стоял Новинский монастырь — загородная митрополичья дача. В XVII в. внутри Земляного города, у вала, селились царские трубники и кречетники — дрессировщики кречетов для царской охоты. В 1753— 1761 гг. на старом месте встал грузный восьмерик церкви св. Иоанна Предтечи в Кречетниках, снесенной в 1930 г. (на углу Новинского бул. и Нового Арбата, 12/46). Соседняя церковь Рождества в Кудрине (также уничтоженная) напоминала о существовании тут старого подмосковного села Кудрина, по которому именовалась и Кудринская площадь. В XVI в. это село принадлежало серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, соратнику Дмитрия Донского. После смерти владельца оно отошло к Новинскому монастырю, а в сер. XVII в. попало в казну и затем сменило несколько владельцев. При сносе Земляного вала Кудринской площади придали квадратные очертания, а в центре ее поставили гостиницу. Площадь обрамляли деревянные лавки небольшого рынка, выведенного с нее только в 1914 г.

От Кудринской площади начинается Садовая-Кудринская ул., переходящая в Большую Садовую. Тут, в Патриаршей Козьей слободе, стояла церковь св. Ермолая на Козьем болоте — «моленная» патриарха Гермогена, героя Смутного времени. Каменный храм на месте деревянной патриаршей постройки (Садовая, сквер) возвели в 1682 г. В перв. трети XIX в. пятиглавый четверик хрэма обогатился красивой четырехъярусной колокольней, разобранной вместе с храмом в 1932 г. На пересечении Земляного вала и Тверской ул. образовалась небольшая Триумфальная площадь, где устанавливали «триумфальные врата» для торжественного въезда высочайших особ. От нее начиналась Садовая-Триумфальная ул. За валом в кон. XVI в. селили ямщиков — Тверская Ямская слобода. С внутренней стороны вала обитали сторожа — «воротники», затем перешедшие и на внешнюю сторону кольца. Площадь расширили при сносе вала и поставили на ней двухэтажную гостиницу. В кон. XIX в. она оказалась застооенной каменными зданиями с магазинами; а 1913 г. на ней открылся кинотеатр Ханжонксва. Посреди площади вначале находилась водоразборная будка, а с нач. XX в. — трамвайная станция, окруженная сквером. Садовая-Триумфальная ул. переходит в Садовую-Каретную (по находившемуся близ нее Каретному ряду, где изготавливали и продавали экипажи), а та — в Садовую-Самотечную. Здесь по линии Цветного бульвара кольцо пересекала запруженная и медленно текущая р. Неглинка (откуда и название «Самотека»).


Садовая-Триумфальная улица, 1957 год

Следующая улица — Садовая-Сухаревская — называлась по Сухаревской площади, которая, в свою очередь, получила название по полку стрельцов Л. Сухарева. Полковой церковью служил храм св. Панкратия в Сухаревой (1700—1701), в облике которого черты «нарышкинского стиля» органично слились с формами раннего барокко (Панкратьевский пер., 4). Храм разобрали в 1928 г. В 1692—1695 гг. здесь была построена знаменитая Сухарева башня (архит. М. Чоглоков) — парадные городские ворота с караульнями и высокой башнеобразной надстройкой на манер голландских ратуш. На рубеже XVII—XVIII вв. здание надстроили для размещения в нем «навигацкой». т.е. мореходной и математической школы. Интереснейший памятник гражданской архитектуры XVII в., отремонтированный в 1920—1925 г., снесли в 1934 г. Вокруг башни раскинулся Сухаревский толкучий рынок — знаменитая «Сухаревка», образовавшаяся тут в кон. XVIII в. Садовая-Спасская ул., отходящая от Сухаревской площади, называлась по церкви Спаса в Спасской слободе с внешней стороны кольца.


Вид с Сухаревской башни - Сретенка от Садового к Бульварному кольцу

Там же располагалось Каланчевское поле с Новым артиллерийским двором. Улицу пересекала дорога в Красное село. На их пересечении в 1709 г. по распоряжению Петра I создали площадь для Триумфальных ворот в честь Полтавской победы. В сер. XVIII в. ворота отстроили в камне (архит. Д.В. Ухтомский), и они получили название Красных. Этот выдающийся памятник отечественного барокко, по которому площадь стала называться площадью Красных ворот, уничтожили в 1927 г. Тогда же разобрали и церковь Трех святителей (ул. Садовая-Черногрязская, 2), построенную в 1680—1699 гг. Белокаменное резное обрамление восьмигранных окон напоминало декор одного из лучших, также снесенных московских храмов — Николы Большой крест. В Трехсвятительской церкви крестили М.Ю. Лермонтова, а в доме на углу площади и Каланчевской улицы поэт родился. Дом также сломали, а площадь назвали Лермонтовской. За площадью Красных ворот, с внешней стороны, лежали старые земли Басманной слободы. В ксн. XVI! в. басманников сменили офицеры петровских полков, и слобода стала зваться Капитанской. В сер. XVIII в. у площади поставили Запасной дворец для хранения казенного хлеба и фуража. Отходящая от площади Красных ворот Садовая-Черногрязская ул. хранит в своем названии память о протекающей близ нее р. Черногоязке, ныне заключенной в трубу. С внешней стороны улицы продолжалась Басманная слобода и шли огороды кремлевского Вознесенского монастыря, с внутренней — лежала царская Огородная слобода.


Вид от площади Красные ворота на Новую Басманную улицу

В XVIII в Бывших Огородниках поставили Фурманный двор, где содержали инструмент для тушения пожаров. В XIX в. Садовая-Черногрязская, связывавшая три вокзала на Каланчевской площади с Курским, стала одной из наиболее загруженных транспортных артергй Москвы. Эта улица переходила в Садовую-Земляной зал и Садовую-Земляную, проходившие мимо Воронцова поля — древнего владения бояр Воронцовых-Вельяминовых. С их внутренней стороны лежали Казенная слобода, где хранилось дворцовое имущество, Садовая слобода, Иноземная, или Старопанская, Стрелецкая и Тетеринская. За валом находились слободы Сыромятная, где изготавливали сбрую. Греческая и Алексеевская. В XVIII—XIX вв. улицы застраиваются усадьбами, лучшая из которых, построенная Д.И. Джилярди, принадлежала купцам Усачевым. Во втор. пол. XIX в. характер этого района изменился в связи со строительством вокзала Курской железной дороги.

Переходя через Большой и Малый Краснохолмские мосты, Садовое кольцо получает название Зацепского вала, продолжающегося Валовой ул. По внутренней стороне кольца здесь образовались татарские слободы, с внешней жили кожевники и ямщики. Название «Зацепа» появилось от цепи («за цепью»), которой перегораживали улицу вблизи таможенной заставы. В 30-х годах XVIII в. вблизи Зацепы расположились переведенные сюда с Балчуга мясные ряды, в кон. XVIII в. перешедшие на современную площадь Павелецкого вокзала (Зацепский рынок). Вокзал (1398—1899) активизировал строительство в этом районе. От площади Серпуховских ворот (Серпуховская) до площади Калужских ворот (Калужская) Садовое кольцо раздваивалось на Житную ул. и Коровий вал. Близ Житной ул. находился с 1701 г. Житный двор с запасами казенного зерна, а у Коровьего вала разместился рынок для продажи крупного рогатого скота. Обе площади на концах улиц также были заняты рынками. Коровий торг перевели отсюда в 1880-е годы, а конный — только в 1911 г. В этот период Коровий вал получил каменную застройку жилыми и общественными зданиями.


Вид с Сухаревской башни в сторону трех вокзалов

От Калужской площади к Москве-реке шел Крымский вал, названный так по «Крымскому двору» — посольскому двору крымских татар. Здесь до кон. XVIII в. реку можно было перейти вброд (брод также назывался Крымским). Деревянный мост появился после строительства (1783—1786) Водоотводного канала и Бабьегородской плотины, значительно повысившей Уровень воды в Москве-реке. Существующий мост построен в 1938 г. (архит. А. Власов, инж. Б. Константинов). Разливы реки не позволяли застроить берега у Крымского моста. На пустующей территории в XIX — нач. XX в. была городская свалка, а в 1923 г. после расчистки и благоустройства здесь организовали сельскохозяйственную выставку. В 1928 г. ее место занял Центральный парк культуры и отдыха им. А.М. Горького.


Современный вид Садового

Отсюда

Бульварное кольцо или Подкова на счастье

Десятки магистральных улиц лучами разбегаются от центра столицы. Круги же бульваров и автотрасс словно пытаются связать их в единое целое. Вырисовывается причудливая сеть, похожая на паутину. Радиально-кольцевая планировка столицы сама по себе рассматривается как ценнейший памятник градостроительства. И формировалась она веками, начиная с основания города. Все шло в соответствии с принципом стихийного развития от центра к окраинам. Это подтверждает и первое упоминание об обнесении Москвы защитными стенами. Те средневековые сооружения и стали, по сути, прообразом всех исторических московских колец, а планировка того времени во многом сохранилась и поныне. Бульварное кольцо, правда, больше походит на подкову, упирающуюся своими концами в берега Москвы-реки. Тем не менее, звание кольца очень прочно укрепилось и за чередой из десяти городских бульваров.


Чистые пруды. Начало 20 века.

На пограничных рубежах

В давние времена Борис Годунов затеял сооружение крепости, чтобы обезопасить разросшуюся и разбогатевшую столицу, давно уже выбравшуюся из тесных границ Кремля и Китай-города. Вот в 1586–1592 годах и была возведена кирпичная стена на белокаменном основании, оснащенная медными пушками. Внушительной была их толщина – 4,5–6 метров. Высота составляла около десяти метров, а башен – 13–20 метров.

Строилось сооружение, прежде всего, в военных целях, и потому архитектор Федор Конь старался всемерно использовать особенности местности для усиления оборонительных качеств. Стены извивались вдоль протекавших поблизости речушек и ручьев, превращая их крутые или болотистые берега в дополнительную защиту. Соображения планировки и дальнейшего роста Москвы интересовали архитектора гораздо меньше.

Тем не менее, одну речку, Неглинную, укрепления пересекали. Здесь Федор Конь устроил в стене сводчатое отверстие, забранное тяжелой железной решеткой. Вода текла свободно, а врагам пробраться было тяжело. Отверстие в стене москвичи назвали трубой, и отсюда пошло название современной Трубной площади.

Но эта речка небольшая, а с Москвой-рекой подобный фокус проделать было трудно, даже невозможно. Поэтому наши предки, не мудрствуя лукаво, не стали даже пытаться охватить стенами Замоскворечье, а просто там, где они выходили на Москву-реку, решили соединить их с Кремлем и Китай-городом.

Всего город имел десять проездных ворот, на месте которых теперь десять площадей – Арбатская, Никитская, Пушкинская, Петровская, Яузская и другие.

Стена, подарившая Москве романтичное название Белый город, простояла до царствования Елизаветы II, постепенно разрушаясь. Денег на ремонт не хватало, да и город уже имел иные границы. В 1775 г. императрица в своем указе повелевала: «Место разровнять и для украшения города обсадить деревьями». А еще через пять лет она разрешила разбирать стены и башни крепости и полученный кирпич использовать для строительства общественных зданий. Вскоре из него был построен дворец генерал-губернатора (архитектор Матвей Казаков), в котором теперь находится мэрия. А еще раньше появился Воспитательный дом (архитектор Карл Бланк).

С выполнением же первого предписания особо не спешили: мыслимое ли дело – из-за каких-то деревьев сносить казенные дома и частные владения? Но в 1782–1784 гг. все же расчистили полосу земли между Никитскими и Петровскими воротами, посадив березки. Те вскоре засохли, а возобновить посадки никто не удосужился.

В 1792 г. стены Белого города все же были полностью разобраны, ров перед ними засыпан, и на освободившемся месте посажены деревья. «Устроение бульваров есть счастливая выдумка, ибо это придало неимоверную красоту древней нашей столице», – писал об этом альманах пушкинской эпохи. Кстати, само слово «бульвар» в переводе – как с французского boulevard, так и с немецкого Вollwerk – означает «крепостная стена», а потому устроенные аллеи и стали называться бульварами.

Для лучшей публики


На фото - Тверской бульвар, 1891 год.

В 1796 г. появился первый московский бульвар – Тверской. Поэт Константин Батюшков писал: «Вот жалкое гульбище для обширного города, какова Москва; но стечение народа, прекрасные утра апрельские и тихие вечера майские привлекают сюда толпы праздных жителей. Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица, и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальних концов Москвы на Тверской бульвар. Какие странные наряды, какие лица!»

Однако резко изменился бульвар осенью 1812 г.: место нарядных куртин заняли биваки французских солдат; над кострами дымились котелки с супом, тут же разбирали награбленное у жителей имущество. Почти все липы были вырублены на топливо. На фонарных столбах оккупанты вешали москвичей, заподозренных в поджогах. После изгнания «великой армии» бульвар являл собой печальное зрелище разорения, но очень скоро он возродился и стал краше прежнего.

К сороковым годам появились и другие бульвары кольца, однако Тверской не утрачивал своей славы. В «Записках москвича» П. Яковлев писал: «Несмотря на моды, нововведения, новые сады, новые бульвары, Тверской бульвар первенствует перед всеми прочими гуляньями... Тут всегда гуляющие: около двух и трех часов – лучшая публика, московская модная молодежь – после обеда, Живущие около и едущие мимо непременно зайдут пройтись на Тверской бульвар».

Активное формирование кольца бульваров сопровождалось возведением вдоль них особняков московской знати. Зелень открытых дворов, окружавших усадьбы, сливалась с зеленью прогулочной зоны, объединяя их с застройкой. Так цепь бульваров становилась осью целостного архитектурно-ландшафтного ансамбля. В общедоступной зоне были разбиты пышные цветники, устроены фонтаны, беседки для отдыха, расставлены удобные скамейки, играла музыка, устраивалась иллюминация. Это относится, правда, к Тверскому, Никитскому, Пречистенскому (ныне Гоголевскому) бульварам. Петровский и Рождественский бульвары, облюбованные купечеством, были попроще. На их помятых газонах, по словам писателя Загоскина, спокойно расхаживали куры, гуси, индейки, а порой можно было увидеть и жирную свинью с поросятами.

То взлет, то посадка

На содержание бульваров казна выделяла немалые суммы, и, тем не менее, вся их история – чередование всплесков внимания и долгих периодов забвения. Формирование кольца в основном завершилось к 1840 г., а уже через двадцать лет бульвары приходят в запустение. В 1862 г. генерал-губернатор Москвы приказал произвести внезапный их осмотр и «открыл большие беспорядки: деревьев недосчитывалось тысячами, барьер был поломан, газон измят, дорожки неудобны для ходьбы, на бульварах гуляли домашние животные окрестных владельцев, а зимой некоторые из последних сваливали сорный снег с мостовых». Об этом доложили царю, который повелел срочно исправить положение.

Следующий всплеск пришелся аж на 1896 г. На бульварах высаживают около 3,5 тыс. деревьев и более 10 тыс. кустарников (липа, тополь, ясень, береза, дуб, акация, боярышник), формируют живую изгородь, деревянные ограждения заменяют металлическими. Собираются строить летние театры, кофейни. На территории Преображенской больницы устраивают парники, которые снабжают бульвары растениями.

Все бульвары образуются из трех составляющих: пешеходной зоны и проездов по ее сторонам. В 1880-х годах Бульварное кольцо оглашается звяканьем конно-железной дороги. В 1911 г. ее сменяет трамвай маршрута «А» (знаменитая «Аннушка»), которому почти час требовался, чтобы объехать все бульвары. В 30-х годах у некоторых «ворот» возникают буровые вышки Метростроя, а вскоре кольцо пересекается подземными линиями самого скоростного транспорта столицы. По плану сталинской реконструкции Москвы бульвары собирались продолжить в Замоскворечье, чтобы замкнуть кольцо, но этому не суждено было осуществиться.

Знаменательным стал год 800-летия Москвы (1947). Постепенно дряхлевшие в 30-х и сильно пострадавшие от бомбежек в годы войны, к юбилею бульвары преобразились. По проекту архитектора В. Долганова была предпринята попытка восстановить историческую планировку; отремонтировали сеть дорожек, высадили более 4 тыс. деревьев и 13 тыс. кустарников. Появились изумительные аллеи, сформированные из деревьев с шаровидной формой кроны. У памятника Пушкину пышно цвели оригинальные шаровидные груши, привитые на вишню. Выше всяких похвал были цветники. Но, пожалуй, главное, что изменило облик бульваров, – оригинальное оформление входных площадок: мощение, акценты в виде чугунных торшеров, гранитных ваз или столбов, чугунные ограды со своим орнаментом для каждого бульвара. На оголовках бульваров устанавливались новые памятники – Гоголю, Грибоедову. А на их внутреннем пространстве появились изящные скамейки, детские площадки, летние читальни, павильоны.

В круге первом


Страстной бульвар. Середина 20 века.

С последней реконструкции Бульварного кольца минуло более полувека. Но по-прежнему притягивают к себе эти необыкновенно уютные островки, примиряющие человека с шумным городским окружением. Между тем специалисты бьют тревогу, считая ситуацию с ними критической. После комплексного обследования подтвердились худшие опасения по поводу экологической составляющей: в результате загазованности воздуха 70% деревьев нуждаются в лечении – у них деформируются кроны, вытягиваются стволы, многие гибнут. Удивительно, но лучше всего сохранились старые деревья, которые, видимо, успели окрепнуть еще в экологически благополучные времена.

Нарушена основа основ бульваров – их линейная структура. Традиционно аллеи формировались из невысоких деревьев, сомасштабных человеку и окружающей застройке. Сейчас этот масштаб потерян: в одном ряду соседствуют деревья, высота которых разнится на 10–15 метров. В результате, гуляя по бульварам, мы видим не сами деревья, а лишь их стволы.

Хаотически разросшаяся зелень мешает восприятию памятников. Кстати, традиции их установки не соблюдаются. Раньше монументы располагали по продольной оси в начале или конце бульваров, которые становились для них естественным фоном. Сегодня фоном Есенину на Тверском служит жилой дом и бешеный поток машин. Высоцкий на Страстном вообще стоит без всякого обрамления, взглядом упираясь в огромный столб, поддерживающий электропровода. Скульптуру Рахманинова на том же Страстном ухитрились посадить в профиль, да так, что можно пройти и не заметить. Шолохов плывет в лодке где-то у «берега» Гоголевского бульвара.

Впрочем, что там памятники, коль воплощались идеи закончить бульвар туалетом? Или устроить «воронью слободку» из разномастных ларьков на входной площадке? Все это, к сожалению, имеет место быть и поныне.

Реконструкция Бульварного кольца необходима, причем комплексная, включающая как обустройство входных площадок, дорожной сети, торговых павильонов, так и восстановление зеленых насаждений, создание аллей, цветников и пр. Ибо «лоскутный» подход ничего, кроме вреда, бульварам не несет. На узких пространствах сильно не разгуляешься.

В то же время каждый бульвар должен иметь свою изюминку. Ведь по периметру кольца расположено более 120 памятников истории, культуры, архитектуры, и каждый связан с именами самых почитаемых москвичей. В связи с этим стоит вспомнить, что в мастерской света №9 «Моспроекта-3» шесть лет назад была разработана концепция его освещения. Акцент делался на белый свет, символизирующий исчезнувший Белый город. По мнению разработчиков, это было бы самое дешевое средство изменения облика бульваров в лучшую сторону. Предусматривала концепция и меры по благоустройству территории. К сожалению, дальше первых макетов дело не пошло. Проекты реконструкции были подготовлены также в 8-й мастерской «Моспроекта-4», но эти работы не получили никаких конкретных воплощений.


Гоголевский бульвар. 29 сентября 2005 года

Подземная «застежка»

Время от времени градостроители возвращаются к идее замкнуть кольцо, перекинув его в Замоскворечье. Взгляды на этот счет менялись неоднократно. После принятия довоенного Генплана столицы на некоторое время возобладало мнение о том, что новое строительство разрушит историческую среду, введет нежелательные транспортные потоки, что тяжело будет организовать пересечения с радиальными улицами – Пятницкой, Ордынкой, Полянкой.

Однако все досужие рассуждения, аргументы опровергаются так же легко, как и выдвигаются. Историческая среда? А могла бы она сложиться, если бы наши предки не ломали древние избушки времен Ивана Калиты? Появились бы в таком случае церковь Климента и Третьяковка? Что касается транспорта, то он и так заполонил улицы и переулки Замоскворечья, вызывая на них солидные пробки и заторы, решить проблему которых поможет… новая магистраль. Это уже доводы наших современников.

Среди новых предложений – пропустить бульвар под землей (под Пятницкой и Ордынкой). После гигантских тоннелей под Лефортово и Серебряным бором такое решение покажется просто детской игрушкой. А для задыхающегося центра столицы новые проезды, распределяющие движение, станут настоящим счастьем. Впрочем, Общественный градостроительный совет при мэре рассмотрение этого проекта пока отложил.

Так что город по-прежнему украшает бульварное ожерелье, восьмикилометровой дугой охватывающее Центр и состоящее из десяти жемчужин – одни из них покрупнее, другие помельче. Но в каждой – частичка истории и теплой, открытой души нашей немножко бесшабашной и неповторимой столицы.

Текст: Александр Шевчук
Отсюда
Фотографии отсюда

© Внимание! Перепечатка материалов этого блога в СМИ, блогах и на форумах возможна только с (активной) ссылкой на мой блог - udikov (или http://udikov.livejournal.com)

Зы: МКАД (объёмный пост о Московской кольцевой автомобильной дороге и ЦКАД)
promo udikov agosto 22, 2016 07:50 4
Buy for 10 000 tokens
Друзья, в моём блоге можно заказать подробные обзоры ваших продуктов и услуг, фоторепортажи с мероприятий и короткие информационные посты. Ядро аудитории блога - молодые преуспевающие мужчины из городов-миллионников, преимущественно из Казани и Москвы. В блоге размещались такие компании,…

Комментарии

udikov
18 ноя, 2008 09:17 (UTC)
Спасибо!
Долго провозился )
Решил маленький пост написать, а потом тема затянула )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel