Александр Удиков (udikov) wrote,
Александр Удиков
udikov

Categories:

Автобусы Большого Сочи. Инструкция по применению



Самым сложным в Сочи для меня лично было разобраться в их системе общественного транспорта. Вернее, система вполне хорошая, но во время поездок на городских автобусах было много неожиданного. Как-то я проехал на маршрутке за 19, потом в автобусе за 50, 75 и даже 125. И, насколько я помню, это были одни и те же расстояния - от Адлера до центра. Дабы не ломать себе мозг, попросил Олю liorelin рассказать о том, как именно организовано автобусное сообщение в Большом Сочи и в чём его специфические особенности. Это часть нашего будущего путеводителя по Сочи, но по просьбам трудящихся выкладываю её раньше.

"Сочи сосредоточен вдоль береговой линии Чёрного моря и нанизан на федеральную трассу М27 (А147), которая раздваивается только в центральной части города (дублёр Курортного проспекта и объездная дорога). Порой в случае серьёзной аварии или ремонтных работ транзитное движение до центра становится невозможным - это необходимо учитывать. Новые дороги обычно имеют 4 полосы, но все старые - только две (по одной в каждую сторону), что также препятствует быстрому движению. Плюс горная местность: крутые спуски, подъёмы и повороты, риск обледенения и осыпей. Общественный транспорт - электрички, маршрутки и автобусы. Основные сокращения: к - кольцевой, с - скорый. Автобус/маршрутка по городу стоит 19 рублей. По другим направлениям зависит от протяжённости маршрута. Такси дороже, чем в других городах края, и лучше заказывать через диспетчера, а не договариваться с частником на вокзале.

Автобусы и маршрутки условно делятся на два вида: городские и пригородные. Городские - это Центральный район плюс часть Хостинского района, т.е. от Мамайки на севере, Пластунки на востоке и Зелёной рощи на юге. В этих границах стоимость проезда сейчас 19 рублей и на автобусах, и на маршрутках. То, что выходит за очерченные границы, считается пригородными маршрутами (хотя административно мы Сочи всё равно не покидаем) и считается по другому тарифу. Автобусы гораздо дороже маршруток, например: маршрутка до Олимпийского парка 55 рублей, автобус 80 рублей, маршрутка до Дагомыса 27 рублей, автобус 41 рубль. Ну и так далее. Хотя до мая 2014 года всегда автобус был дешевле, хоть на пару рублей. Но с окончанием всех олимпийских и паралимпийских событий транспортная политика почему-то изменилась. Стоимость проезда не менялась уже два года, так что вполне может вырасти на несколько рублей. Внутригородскими так же считаются автобусы, которые не покидают пределов своего района. В Адлере везде на районных рейсах стоимость будет одинаковая - 19 рублей. То же относится к другим посёлкам в составе Сочи.

Карта движения общественного транспорта в центре Сочи. Кликабельно.


Рейсы отличаются друг от друга номерами. Внутренние имеют номер до сотни, пригородные - выше сотни. Поэтому, если видишь № 17 или 95, то он ездит по центру города, если № 110 или 125 - значит, он выезжает за его пределы. К сожалению, за районами не закреплены конкретные номера (скажем, за Центральным с 1 по 30, за Адлерским с 31 по 50 и так далее), и логику в распределении номеров по маршрутам найти не получится. Ещё одно отличие: на внутригородских рейсах платят при выходе, несмотря на все объявления, какие ты увидишь в салоне, а на пригородных только при входе. Исключения случаются, конечно, но крайне редко. Оплату производят водителю, кондукторов давным-давно нет, проверяющих не видела. Автоматы, работающие с картами, обещают установить несколько лет подряд, но так и не поставили.
Водители в основном представители кавказских народов (обычно армяне и абхазы), но несмотря на все анекдоты, водят они достаточно адекватно. Хотя с ними не расслабишься, характер у них горячий, и они любят пошумахерить. На крутых поворотах, если не держаться, может унести на пару метров в сторону. Но аварий на общественном транспорте, таких чтобы запомнились, тьфу-тьфу-тьфу, не помню ни одной.

Карта движения общественного транспорта в Адлере. Кликабельно.


Буквенных индексов знаю только два, хотя, может, есть другие. С - скорый, что значит - автобус/маршрутка едет строго по трассе, не спускаясь с неё к посёлкам у побережья. Например, №№ 124с и 125с, которые едут из центра Сочи в Адлер и наоборот. Обычные №№ 124 и 125 заезжают к "Спутнику", в Хосту, в Кудепсту, а скорые этого не делают, ввиду чего едут гораздо быстрее. Это удобно, если тебе надо именно в Адлер. К - круговой, что значит - автобус/маршрутка движется по кругу в одном направлении, не разворачиваясь на конечной обратно. Пишут, правда, такой индекс редко, потому что все и так знают, какие номера как идут.

Карта движения общественного транспорта в Хосте. Кликабельно.


И ещё один важный момент. Центральный транспортный узел в Сочи - главный железнодорожный вокзал. Здесь сходятся маршруты практически всех рейсов, очень немногие минуют данную остановку. Поэтому с вокзала можно уехать куда угодно, главное - знать нужную остановку. Прямо скажу, разобраться в этом сложно даже местному, мы как-то полчаса убили, пытаясь понять, как попасть в Хосту. Представьте, что вы стоите лицом к башне с часами. Слева будет здание автовокзала с волнистой крышей. За ним находится остановка маршруток, идущих в Дагомыс, и междугородных автобусов. Перед автовокзалом останавливаются маршрутки и автобусы в Адлер и Розу Хутор. Справа от башни находится внутригородская остановка, с неё можно попасть на север и восток города: Ареда, Завокзальный район, Макаренко, Пластунка, КСМ, Донская, Мамайка. Напротив через дорогу остановка, с которой можно уехать на юг и условный запад (условный, потому что там море): Хоста, Мацеста, Бытха, весь Курортный проспект, улица Виноградная. И наконец за этой остановкой и за твоей спиной располагается остановка, с которой отправляются автобусы и маршрутки, которым не хватило места на других остановках: на север в Лазаревский район (Разбитый Котёл, Сергей-Поле, Солох-Аул, Лоо, Головинка, Лазаревское), на ул.Альпийская и другие. Оттуда же ходит бесплатный шаттл к Сочи-парку, но я пока не проверяла, ходит ли он сейчас. Нет, не мечтайте найти указатели, где что останавливается и куда едет. Не спрашивайте, почему так. Смиритесь. :)

Карта движения общественного транспорта в Красной Поляне. Кликабельно.


Учтите также, что транспорт ходит примерно с 6 утра до 9-10 вечера. Ночной по двойному тарифу, как в Краснодаре или крымских городах, почему-то не предусмотрен. Летом могут продлить движение на час максимум. Мы с тоской вспоминаем олимпийские месяцы, когда все автобусы (маршрутки временно убрали) ходили с пяти утра до двух ночи. Это была фантастика.

Карта Сочи. Кликабельно.


Tags: Полезное, Путешествия, Родина, Транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Транспорт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Транспорт” Tag